Первый мститель: Противостояние

Сочинять сценарий «Противостояния» Кристофер Маркус и Стивен МакФили начали еще до выхода фильмов «Мстители: Эра Альтрона» и «Стражи Галактики». Они досконально знают мир, в котором действует капитан Америка, и шутят, что их заставляют изучать все остальное. Маркус и МакФили приходят первыми и задерживаются чуть дольше всех остальных — у сценаристов времени больше, их труд практически закончен. Хотя, как уверяют нас Крис и Стивен, иногда приходится править текст прямо на площадке. Поверим им на слово.

О существующих моделях для сочинения сценария
Кристофер Маркус: Довольно трудно найти действующую модель для фильма о том, как две группы супергероев выбивают дух друг из друга. Это довольно отчетливая и определенная история. В фильме есть огромный сегмент, в котором супергерои не дерутся. По сути говоря, именно он и формирует весь сюжет.
Стивен МакФили: Мы иногда опираемся на некоторые существующие модели сценариев. Например, в первом фильме о Кэпе мы оглядывались на радиопостановки 30-х и 40-х годов, на старые фильмы. Вторую часть мы писали, опираясь на «Три дня Кондора». Для «Противостояния» мы позаимствовали кое-что из пары фильмов, но мы их не будем называть! Но Крис прав: в этот раз нам ничего не подходило. Вселенная Marvel дошла до той точки, когда сюжет нужно придумывать, не опираясь на комикс.

О необходимости продолжать начатое в других фильмах Marvel
Кристофер: Да, действие развивается после вторых «Мстителей» и после «Человека-муравья». Люди заметили, что Мстители, спасая мир, параллельно умудряются разрушить приличную его часть в процессе. Так возникает предложение о необходимости урегулировать их деятельность. Кто-то из героев готов к этому, кто-то против. Но на самом деле регистрация супергероев и надзор над ними — не главное в фильме. В центре сюжета находится совершенно другая история. Однако каждый из наших персонажей должен будет задуматься, какие ценности ему важны.

О Черной Пантере
Стивен: Как только у нас вырисовывается общая канва фильма, мы понимаем, как можно представить нового персонажа. В случае с Черной Пантерой было как раз так. Мы прикинули, как лучше ввести этого героя в сюжет и как его развивать дельше.
Кристофер: Мы обсуждали это кино еще задолго до того, как оно получило название «Гражданская война» (в оригинале). «Капитан Америка 3» продумывался сто лет назад. Когда появилось название, то внезапно у нас появилась возможность вписать в фильм больше героев. Потому что у каждого персонажа есть свое мнение по вопросу. Увы, мы не смогли ввернуть туда Сорвиголову и Люка Кейджа, довольствовались только персонажами из киновселенной Marvel.
Почему, когда действие развивается в Америке, участвуют настоящие города, но приезжая в Европу, Мстители оказываются в несуществующей Заковии?
Стивен: В нашем фильме этого точно нет! Когда в «Первом мстителе» появились братья Руссо, то они сразу заявили нам, что хотят максимальной реалистичности от фильмов. Поэтому у нас в третьем фильме серии фигурирует Берлин, аэропорт Лейпцига. Хотя да, мы унаследовали Заковию. Но я могу понять, почему для фильма Джосса Уидона пришлось выдумать страну — вряд ли кому-то в Европе понравится, если, скажем, поднять в воздух настоящую страну.
Кристофер: Но вообще в комиксах Marvel очень много выдуманных стран, которые используются, когда нужно показать какой-нибудь военный переворот или войну. Нам со Стивом хочется реализма, но не доходить до крайностей типа «Тор родом из Канзаса, а молот он выковал у себя во дворе». Что-то нужно брать из комиксов!
Стивен: Когда-то фильмы про Джеймса Бонда были реалистичными, но потом мир изменился, и теперь ему приходится сражаться с медиа-конгломератами вместо России. Фильмы, кстати, стали гораздо хуже тогда. Но вообще, если опять-таки вернуться к сценарию, то окажется, что у антагонистов нет национальности.
Кристофер: Конечно, кто-то из злодеев может быть русским, но он точно не будет представлять ваше правительство. У него будет своя собственная мотивация, не влияющая на его национальность. Например, в первом фильме кэп сражался с нацистами, но это были не те нацисты, что воевали во Второй мировой, это были такие супернацисты — нам надо было заложить основу «Гидры». То есть, реализм важен, но мы не должны жертвовать ради него особенностями комиксов. Стивен: Например, «Другая война» многое говорит о реальных событиях в мире, но у нас есть хеликерриер Щ.И.Т.а, который падает с неба. Вот с такой «реальностью» приходится работать.

Об успехе фильмов Marvel
Кристофер: Наверное, то, что они переплетаются между собой. Стивен: Да ну брось, просто сценарии отличные!
Кристофер: Ну да, диалоги ничего такие! Но если серьезно, то здесь, пожалуй, важно, что существует одна вселенная, события в которой постепенно развиваются. И каждый фильм продвигает сюжет в каком-то направлении. Мы стараемся делать так, чтобы каждая картина отличалась от предыдущих. Критики скажут: «Ну вот, очередной блокбастер про супергероев!» Ну да, другие студии такие и снимают. Но в MCU(аббревиатура киновселенной Marvel на английском) все иначе. Marvelгораздо больше времени тратит на развитие персонажей. Мы стараемся, чтобы экшн сцены были продолжением действия, а не просто ради развлечения. Истории, которые рассказываются в фильмах Marvel, более человечные что ли. И это несмотря на абсолютную нереальность происходящего.
Стивен: Наш монтажер Джеффри Форд каждый день собирает снятый материал и делает для всей команды что-то вроде трейлера или сводки — смотрите, как мы продвигаемся. Сейчас у нас шестая неделя съемок и трейлер «шестой недели» обалденный! Мы уже несколько раз его посмотрели. И каждый раз, когда мы отсматриваем эти трейлеры, появляются новые лица, новые трюки. Но все равно, фильмы Marvel круты не только из-за постановочных боев, но и из-за того, что зрителю хочется провести время в обществе этих героев. Например, после «Эры Альтрона», многие стали лучше относиться к Соколиному Глазу. Вот это все очень интересно.
Режиссеры «Противостояния» Энтони Руссо и Джо Руссо снимают уже второй фильм о Стиве Роджерсе. Их «Другая война», вышедшая весной 2014 года, заработала в мировом прокате 714 млн долларов. Вышедшие из комедийных сериалов («Задержка в развитии», «Счастливый конец» и «Однокурсники»), в большом кино братья тоже не отличались размахом. Их дебютная лента «Добро пожаловать в Коллинвуд» стоила всего 12 миллионов долларов и не имела успеха в прокате. Куда больше повезло комедии «Он, я и его друзья» (130 млн долларов в мире), однако кто бы мог подумать, что следующим полным метром братьев станет многобюджетный триллер от студии Marvel?
Сейчас Руссо заканчивают тур в поддержку «Противостояния» и приступают к работе над дилогией «Мстители: Война бесконечности», первая часть которой должна выйти на экраны в мае 2018 года. Это будет нелегкая работа, но Энтони и Джо с ней справятся.
На разговор с журналистами режиссеры приходят прямо с площадки. Они бодры, веселы и совсем не похожи на людей, которые уже провели полдня на открытом воздухе при +35 градусах. «Да ну, мы-то что, представьте каково актерам!» — отмахивается улыбчивый Энтони. Чуть более серьезный Джо справляется у журналистов, не трудно ли было находиться на съемках. Все улыбаются и машут.

О работе над сценарием
Джо: Мы сотрудничали с Крисом и Стивом очень плотно на протяжении полутора лет. Буквально каждый день недели мы посвящали «Противостоянию». Вкалывали без выходных несколько месяцев. Потому что для нас было очень важно выровнять обе стороны. Когда будете смотреть фильм, то вам будет очень трудно занять чью-то одну сторону. Понимаете, это кино о неразрешимых противоречиях. И каждая сторона должна иметь сильную мотивацию для своего мнения. Поэтому нам было очень важно тщательно прописать их конфликт. Также помним, что это прежде всего фильм о капитане Америка, поэтому все события мы видим его глазами. Я слышал, многие уже начинают паниковать, мол, у нас слишком много героев в «Противостоянии». Но протагонистом у нас все равно остается Стив Роджерс. Некоторые считают, что в таком случае Тони становится антагонистом, раз он идет против Стива. Но у Тони есть свои причины на то и поверьте, они очень эмоциональные. Вообще у нас получается очень философское кино, если задуматься.
Энтони: Мы с братом очень любим сложные истории. Хочется, чтобы персонажи были рельефными, хочется, чтобы зритель чуть глубже окунулся в эмоциональную сторону проблемы.

На что похож ваш фильм, если предыдущий вы сравнивали с «Тремя днями Кондора»?
Джо: Мы называем «Противостояние» «Крестным отцом» фильмов о супергероях! Если на то пошло, это фильм с размахом, фильм серьезный, напряженный, наполненный конфликтами. Все наши персонажи ведут себя как обычные люди — они очень часто просто разговаривают друг с другом. Но для нас это все равно крупномасштабный эпик.

Кто-нибудь из героев изменит свое мнение?
Джо: Некоторые наши герои очень мотивированы вести себя тем или иным образом, а другие — нет. Конечно, у вторых всегда есть вероятность сменить сторону. Элизабет Олсен и Энтони Руссо на съемках

Трудно ли собрать такой актерский состав?
Энтони: Конечно, трудно. Но слушайте, все они тоже любят эти фильмы и с удовольствием в них снимаются. Они выкладываются полностью на площадке.
Джо: Кажется, после того как Джосс оставил «Мстителей», а мы сняли «Другую войну», мы не раз говорили в своих интервью что многие не представляют, насколько титанический труд проделал Джосс. Теперь мы на собственной шкуре прочувствовали все сложности такой постановки. Но, как и сказал Энтони, все актеры любят эти фильмы, а мы очень благодарны им, всей съемочной группе и студии Marvel за помощь.

Об особенностях разработки персонажей
Джо: Нам нужно учитывать действия всех героев в предыдущих фильмах, смотреть на их мотивацию и учитывать ее в новой серии. Вполне вероятно, что персонаж, у которого была определенная точка зрения в первом своем появлении, сейчас, после некоторых событий, мог измениться.

Об отношениях со зрителем
Джо: Фильмы Marvel во многом зависят от фанатов комиксов. Мы иногда читаем комментарии к каким-то нашим интервью или новостям о наших фильмах, и фаны всегда очень эмоционально и очень ярко высказывают свое мнение. Мы же создаем новую мифологию, и многие зрители видят себя в этих фильмах. Нужно очень чутко относиться к тому, как зрители реагируют на эти фильмы. Какие-то пожелания мы учитываем. У нас есть опыт общения со зрителями, приобретенный во время работы над сериалами «Задержка в развитии» и «Однокурсники». Мы заходили в чаты, на форумы, читали, как юзеры реагируют на новые серии — что им понравилось, что не понравилось. Иногда мы даже черпаем неплохие идеи из интернета!
Энтони: Пожалуй, мы сидим в сети потому, что сами подходим к съемкам фильмов как фанаты. Во время съемок нас радуют те же вещи, которые потом радуют фанатов при просмотре. Таким образом, мы как бы всегда связаны с фанбазой. Хотел привести пример. Когда мы работали над сериалом «Однокурсники», там были такие Джефф и Энни, которых играли Джоэл МакХэйл и Элисон Бри. Поначалу там планировалась квази-любовная история между Джеффом и Бриттой (Гиллиан Джейкобс). Но в районе седьмой серии я обратил внимание, что в сети зрители начали вешать отрывки, в которых намекалось на роман Джеффа и Энни. И я подумал: «С чего бы? Ведь Энни по сюжету 18-19 лет!» Но с 9-го эпизода мы пошли в другом направлении и вырулили к очень интересным результатам.
Джо: Я читал на форумах, как люди ждут Черную Пантеру и надеются, что его в фильме представят должным образом. Конечно, мы постарались учесть их пожелания.

А как вы представите Человека-паука?
Джо: Если бы Человек-паук был в нашем фильме! (братья смеются) Ладно, вы все под эмбарго, скажу. Если серьезно, то это огромная ответственность. Потому что нам нужно перезапустить этого персонажа после двух экранизаций. Самое важное для этого героя — он впервые в этой вселенной и впервые общается с нашими знакомыми героями. Как они реагируют на него? Как он реагирует на них? Какова его предыстория? Вот на эти вопросы нужно ответить.

Статья с КиноПоиска

3 Comments

  1. Как не фильм так очередной шедевр! Хотя критика у него около 90 процентов! Достоин ли он этого???

  2. Где смеяться в этом фильме без Паука и Муравья? У них мало экранного времени.

Добавить комментарий